Почему не стоит делать интернет-магазин на Битриксе (1С Bitrix)
Разберемся в чем плюсы и минусы Битрикса и стоит ли вообще делать на нем интернет-магазин.
Если вы еще только собираетесь создать интернет-магазин на Битриксе и изучаете отзывы о нем, то наверняка уже заметили, что они почему-то диаметрально-противоположные.
Почему-же так оказалось, что для кого-то Битрикс весьма плох, а для кого-то хорош?
Все до безобразия просто и крутится вокруг денег ... ну вот такова природа человека.
С одной стороны весов у нас:
- программисты, занимающиеся внедрением Битрикса (т.к. они самые дорогие, по сравнению с другими CMS + получают свой % от стоимости весьма не дешевой лицензии). Ну и наивно думать, что какой-нибудь программист признается: "CMS, на которой я много лет пишу сайты - это г..., а вот та другая CMS лучше".
- сисадмины, рекламирующие своему руководству этот движок, чтобы получить откат от веб-студий (собственно справедливо и для любой другой CMS, но бюджеты внедрения Битрикса на порядок выше, чем у других CMS, а значит вознаграждение выше). Как понимаете, в такой ситуации сисадмину глубоко параллельно на интересы своей компании, если денег можно получить за посредничество в 10 раз больше.
А с другой стороны:
- администраторы сайтов, вынужденные работать в неудобной медленной админке
- владельцы сайтов, которые захотели внести индивидуальные изменения в движок, уже выкинувшие несколько сотен тысяч и потерявшие пол года на доведение интернет-магазина до ума, но так и не получившие того, что хотели
- а вот что пишут SEO-шники:
Итак, после того, как розовые очки были сняты, и вы (надеюсь) поняли, что крайне глупо опираться на чьи-то отзывы (особенно от материально-заинтересованных лиц и проплаченных SMM-щиков), нам остается только провести собственное исследование.
Для этого нет необходимости обладать какими-то специфическими знаниями - все в пределах банальной логики и здравого смысла.
Что мы можем сами оценить в Битриксе?
Да самые важные вещи:
- скорость загрузки сайта
- удобство админки
Вы ведь создаете интернет-магазин, чтобы было удобно продавать ваши товары и за это получать деньги.
Первый пункт влияет на SEO, поведенческие факторы и на продажи, т.к. с медленного сайта посетители просто убегут к конкурентам. Всех раздражают медленные сайты.
Второй пункт влияет на то, сколько времени вы тратите каждый день при работе с сайтом. В неудобной админке можно на одну и ту же операцию тратить в 3-5 раз больше времени, чем в CMS с удобной админкой. Потерянные часы превращаются в дни, а дни в месяца (вы ведь не на один год создаете сайт, а на длинной дистанции потери времени становятся колоссальны).
Вопрос на засыпку:
Нужны ли нам помощники для того, чтобы оценить CMS по данным двум параметрам? Да конечно НЕТ!
Теперь понимаете, как это выглядит смешно, когда кто-то ищет отзывы о Битриксе (или любой другой CMS) на просторах интернета, вместо того, чтобы за 15-30 минут получить объективный ответ на свой вопрос!
Итак, вернемся к нашему тесту:
1) скорость загрузки Битикса
Для наглядности будем сравнивать Битрикс с сопоставимой по функционалу платформой 5CMS:
CMS | Битрикс (Bitrix) | 5CMS |
Ссылка на демо | bitrixlabs.ru | demo.5cms.ru |
![]() |
![]() |
* с тем, чтобы получить для тестирования демо-сайт на Битриксе придется повозиться:
Ок, теперь, когда у нас есть 2 сайта для экспериментов, измерим их скорость (время загрузки).
Как самостоятельно измерить скорость загрузки?
- Понятно, что в зависимости от железа и скорости интернета у разных замерщиков будут получаться разные абсолютные значения НО это не имеет значения, т.к. мы сравниваем CMS относительно друг друга (больше/меньше и во-сколько раз).
Получаем следующие таблички:
Десктоп:
DomContentLoaded | Битрикс (Bitrix) | 5CMS |
главная (ms) | 2150 | 535 |
страница категории товаров (ms) | 1450 | 639 |
карточка товара (ms) | 1250 | 637 |
Load | Битрикс (Bitrix) | 5CMS |
главная (ms) | 3290 | 1000 |
страница категории товаров (ms) | 1450 | 634 |
карточка товара (ms) | 1330 | 650 |
Вывод: Битрикс оказался в 2 раза медленнее 5CMS.
Мобильная версия:
DomContentLoaded | Битрикс (Bitrix) | 5CMS |
главная (ms) | 2000 | 236 |
страница категории товаров (ms) | 1130 | 344 |
карточка товара (ms) | 1250 | 291 |
Load | Битрикс (Bitrix) | 5CMS |
главная (ms) | 2200 | 250 |
страница категории товаров (ms) | 1160 | 375 |
карточка товара (ms) | 1270 | 315 |
Вывод: мобильная версия Битрикса оказалась в 3-4 раза медленнее 5CMS.
2) Нагрузоустойчивость Битрикса
Там же в консоли разработчика, посмотрим важный параметр TTFB - он показывает сколько времени CMS требуется, чтобы начать отдавать вам HTML-код страницы.
Чем выше TTFB - тем меньшую нагрузку способна выдержать CMS - т.е. тем быстрее она ляжет под большим кол-вом товаров или большим кол-вом запросов от посетителей сайта или поисковыми системами (просто переобходящими страницы сайта на огромной скорости - особенно этим грешат роботы Google).
Во вкладке "Doc" нужно навести курсор на содержимое колонки "Waterfall" (изображение кликабельно):
TTFB | Битрикс (Bitrix) | 5CMS |
главная (ms) | 581 | 82 |
страница категории товаров (ms) | 415 | 81 |
карточка товара (ms) | 352 | 75 |
Вывод: здесь еще печальнее - Битрикс в 4-5 раз медленнее 5CMS
3) Удобство админки Битрикса
а) Посмотрим как обстоит дело с управлением контентом. Например попробуем изменить описание и метатеги какой-нибудь категории товаров.
5CMS |
Битрикс (Bitrix) |
Заходим в боковое меню: Каталог товаров > Категории и далее открываем любую категорию (изображение кликабельно): ![]() Как видите, всего на одной странице в 5CMS можно отредактировать ВСЕ параметры категории товаров и даже SEO-текст и шаблон формирования метатегов для товаров данной категории. |
Магазин > Одежда (???) > Разделы > Платья ... и попадаем в список товаров. Окей, может это мы глупые не там ищем. Попробуем иначе: Контент > Каталоги > Одежда > Платья ... и опять список товаров. Зачем в 2-х разделах меню одно и то же?!! К слову сказать, я так и не смог найти где в админке Битрикса отредактировать метатеги и текст категории товаров. То есть ну никак невозможно назвать админку Битрикса интуитивно-понятной. При том, что мы старась сделать одну из простейших операций с контентом. И на все эти розыски что где спрятано в админке Битрикса нужно тратить время. Если вообще это есть в админке. |
б) Скорость загрузки страниц админки (напр. в каталоге товаров):
Так же через консоль разработчика делаем замеры времени загрузки DOMContentLoaded:
- 5CMS: 518 ms
- Битрикс: 2100 ms
Как видите в Битриксе все ооочень мееедленнооо. И со временем это начинает раздражать. Особенно представьте, если вам например нужно добавить вручную несколько сотен товаров или записей блога и т.п.
в) Каталог товаров
5CMS |
Битрикс (Bitrix) |
![]() |
![]() |
Отличия |
|
5CMS позволяет прямо из каталога производить многие массовые манипуляции с товарами, что экономит время администратора сайта. |
Возможности Битрикса по управлению товарами из каталога достаточно скудные и много функционала не хватает. |
г) Работа с заказами
5CMS |
Битрикс (Bitrix) |
![]() |
![]() |
Отличия |
|
5CMS позволяет прямо из списка заказов производить многие массовые манипуляции с заказами, что экономит время администратора сайта. |
Возможности Битрикса по управлению заказами из списка заказов также достаточно скудные и много функционала не хватает. |
Выводы: В целом сложилось следующее впечатление от админок, если многие манипуляции в 5CMS доступны в 2-3 клика, то тоже самое в Битриксе отнимает 3-5 кликов. То есть в Битриксе от администратора сайта требуется существенно больше телодвижений.
Скорость работы админки Битрикса - в 4 раза медленнее, чем у 5CMS.
Ну и в целом в админке 5CMS все компактнее и аккуратнее.
(UPD) Новое исследование:
- Сравнение скорости загрузки админки популярных CMS для интернет-магазинов
4) Стоимость создания интернет-магазина на Битриксе
5CMS | 1C Битрикс (Bitrix) | |
Лицензия | 25000 руб. | 35900 ("Малый бизнес") |
Покупка дизайна | Родной дизайн современный и стильный | Родной дизайн Битрикса весьма страшненький, поэтому требуется покупка качественного шаблона. Например: за 29900 руб. ("Аспро: Next") |
Техподдержка | бесплатно | 7898 руб./год |
Итого | 25000 руб. | 65800 руб. + 7898/ежегодно |
Подведем резюме:
В большинстве случаев разработка интернет-магазина на медленном и неудобном Битриксе - это выкинутые на ветер деньги (которые вы могли бы потратить, например, на контекстную рекламу).
Теги: обзор Битрикс CMS 2019, ошибки в Битриксе, продвижение и оптимизация Битрикса

Комментарии:
В Админке вроде все есть, но когда начинаешь, что то настраивать, то если програмисты уже чего напрограмирывали, то в стандартной версии уже ничего не настроить. И снова в очередь к программистам 1С Битрикс, что бы вставить запятую, настроить обмен с 1С заказами, настроить форму заказа обратной связи, под разные цели. Короче если есть выбор на какой платформе делать сайт подумайте, если есть деньги и вы готовы их тратить, ждать различные доработки, прикручивать и устранять вечные неполадки то 1с битрикс для вас. если вам надо что то менне мозготрепное, то лучше смотреть варианты. Удачи
Занимался установкой "с нуля", переносом готовых проектов между серверами, оптимизацией скорости работы и т.п.
Битрикс - продукт ужасный, сам в себе.
Файлы конфигурации плохочитаемые, представляют собой массивы на PHP.
Для настройки подключения к БД требуется внести изменения в двух различных файлах.
Запросы к базе данных монстроидальные и не поддаются оптимизации.
На файлы конфигурации веб-сервера (nginx) смотреть без слёз нельзя.
единственный "плюс" - хорошо пиарится, вешают лапшу на уши людям про всякие "псевдоинтеграции", которые и так есть практически в любой CMS.
Внутренности битрикс - каша из криво написанного js, php и html.
Про быстродействие и защищенность Битрикс тоже ложь.
Не смотря на то, что уже 2019 год, но решение проблемы (из 2013 ... да да 2013) не сдвинулось и на миллиметр, появляются статьи о том как Битрикс хорош в мультиязычости, но по факту ее там нет, чтобы создать мультиязычный сайт, нужно просто задублировать его, этот вариант подошел если бы мы делали сайт визитку, но когда дело доходит до мультиязычного магазина все становится очень плохо.
Первое с чем сталкиваешься, это с дублированием товаров, товары и их свойства приходится переписывать в отдельный инфо-блок, и соответственно нужно следить с какого каталога списывается товар и как то все это учитывать при складском учете, далее идут заказы на разных языках, потому как товары по сути разные.
При многосайтовости, у каждого сайта будет своя отдельная корзина. К примеру клиент зашел на сайт и что то добавил в корзину на языке сайта по умолчанию, а потом заметил что на сайт поддерживает его родной язык и переключился на него, в таком случае он потеряет свою корзину.
Если пытаться делать подмену контента при выводе в компонентах каталога, то что делать с такими типами данных как списки, привязка к элементам и разделам, справочниками ? Как всю эту подмену совместить с кешированием и композитным режимом? Еще при этом не обидеть SEO-шников? Сделать справочник с переводами фраз и подменять их на выводе? Что тогда делать контент менеджерам? Вешаться?
Как разделить данные пользователя при оформлении заказа и в личном кабинет? Подписи свойств пользователя тоже не предусматривают многоязычность!
Дальше вы столкнетесь с выгрузкой из 1С которая будет переписывать данные мультиязычных товаров и прочей магией.
Административный раздел сайта не предусматривает мультиязычность даже на уровне API, чтобы ее там реализовать, это нужно полностью отказаться от стандартного функционала битрикса и нагородить свои решения, в таком случае гораздо проще написать свою админку, но тогда зачем вообще использовать Битрикс в мультиязычных магазинах, если все равно придется переделывать и вывод и управление ?